11 показателей для анализа эффективности PR-кампании
В бизнесе всегда важно видеть эффективность инструментов продвижения. Когда мы говорим о рекламных размещениях — оцениваем охват, трафик, лиды и конверсию, а когда речь о пиаре и формировании репутации — не все так однозначно. Отследить путь клиента от публикации до сайта сложнее: нет прямых ссылок и интеграция бренда в редакционные материалы выглядит деликатнее, чем рекламные модули и advertorial на целевых сайтах.
Несмотря на это, оценить эффективность PR-кампании можно несколькими способами:
1. Количество публикаций
Общее число выходов в СМИ за анализируемый период. По нему можно оценивать динамику роста присутствия в информационном поле или использовать для сравнения с активностью ключевых конкурентов. Но! Тут важно понимать, что не количеством единым. Качественные показатели обязательно должны учитываться.
2. Качество публикаций
Здесь оцениваем:
- попадание в целевые СМИ;
- наличие ключевых сообщений в публикации;
- тональность: позитивная, негативная или нейтральная.
3. Индекс цитируемости
Показывает количество перепечаток новостей компании. Например, публикация вышла в «Ведомостях», и её опубликовали ещё 5 изданий со ссылкой на первоисточник, т.е. на «Ведомости». ИЦ в таком случае составит 1:5. Показатель актуален для оценки интереса изданий к новостным поводам компании. Это не единственная его трактовка. ИЦ позволяет оценивать сами СМИ и их цитируемость коллегами по рынку.
4. Охват (Media Outreach)
Общее количество человек, которые узнали о компании или бренде за отчетный период. Суммируем тираж изданий для печатных СМИ, посещаемость страниц с публикациями для онлайн-изданий и долю аудитории — для ТВ и радио.
5. % прямой речи в тексте/ заметность эксперта
Показатель актуален для оценки видимости спикера. Рассчитывается путем соотношения количества публикаций с прямой речью спикера к сумме всех публикаций за месяц.
6. PR Value / AVE (Advertising Value Equivalent)
Эквивалент рекламного размещения. Рассчитывается исходя из стоимости рекламы и объема материала в изданиях, где выходили публикации. Его часто используют, чтобы показать выгодность PR-материалов. Тут стоит отметит, что подача PR-материала и рекламы значительно отличаются, поэтому показатель используем, но в голове держим этот нюанс.
7. ROI / ROMI / ROPRI
Речь о возврате инвестиций в PR. В пиаре этот показатель обозначают всеми тремя аббревиатурами, хотя, конечно, корректен последний — ROPRI или PR ROI.
*ROI — «Return On Investments» — это оценка эффективности инвестиций в бизнес в целом, а ROMI (Return On Marketing Investment) — в маркетинг компании.
Для расчета ROI PR нужно знать общую сумму расходов на PR и показатель AVE за отчетный период. Формула: (AVE - сумма расходов на PR) / cумму расходов на PR * 100%.
8. МедиаИндекс
Показатель мониторинговой системы «Медиалогия», формула которого не раскрывается. Известно, что для его расчета используют три ключевых составляющие: влиятельность СМИ, тональность и заметность сообщения. Оперировать данными можно, если анализ PR-активности компании и ее конкурентов происходит в системе, все они заведены как объекты и отслеживались в течение нужного периода. В противном случае сравнить данные не удастся.
9. Брендовые запросы, оценка трафика на сайт
Оценивать эффективность PR можно по динамике брендовых поисковых запросов в период проведения кампании. Эффект от публикации может быть виден в день выхода и продолжаться еще некоторое время. Стоит учитывать, что прямую ссылку в статьях размещают редко, поэтому не стоит ориентироваться исключительно на прямые переходы. На показатель также могут влиять и другие действия компании.
10. Позиции в поисковой выдаче
Раз уж мы затронули тему сайта и поисковой оптимизации, отметим еще один параметр — позиции в поисковой выдаче. Даже, если в материале нет ссылки на сайт, публикации о компании на первых страницах в поисковой выдаче повысят узнаваемость и представленность в сети, обеспечат касание с целевой аудиторией.
11. Стоимость контакта (CPC — Cost Per Contact)
Рассчитать стоимость контакта в PR также возможно. Для этого необходимо знать охват аудитории (Media Outreach) за анализируемый период и бюджет, который был затрачен на PR. Делим расходы на охват и получаем стоимость одного контакта.
Какая именно аналитика нужна по итогам PR-кампании, нужно зафиксировать до запуска проекта. Зачем? Причин несколько:
- Для разных PR-кампаний актуальны свои показатели, в зависимости от специфики бизнеса.
- Если анализ данных проводится по мониторинговой системе, например, по «Медиалогии», компанию необходимо внести как объект. В противном случае данных в системе не будет.
- Для того, чтобы по итогам месяца получить отчет с анализом данных в том формате, в котором ожидаете.
- А также, чтобы PR-агентство могло оценить временную загрузку, а её стоимость не стала сюрпризом для заказчика.